Точка зрения НП СРО «Сахалинстрой»: Некоторые итоги V Всероссийского Форума саморегулируемых организаций

Генеральный директор Некоммерческого партнерства «Сахалинское саморегулируемое объединение строителей» Валерий Мозолевский принял участие в V Всероссийском Форуме саморегулируемых организаций, прошедшем под патронатом Российского союза промышленников и предпринимателей 20 марта. Помимо РСПП на площадке юбилейного Форума собрались представители Государственной Думы РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства строительства и ЖКХ России, Открытого Правительства, Национальных объединений, Торгово-промышленной палаты, Комитета гражданских инициатив и многие другие. К сожалению, представители непосредственно саморегулируемых организаций строителей, в особенности из субъектов Российской Федерации, в работе Форума практически не были представлены.
Меж тем, для полноты картины текущего состояния саморегулирования, в особенности в сферах с обязательным членством, не хватало мнений именно представителей и членов саморегулируемых организаций – тех, кто являются непосредственными участниками процессов саморегулирования.
Как в ходе пленарного заседания отметил Алексей Кудрин, возглавляющий сегодня Комитет гражданских инициатив, СРО задумывались как субъекты общественного развития и контроля, и эту задачу пока не выполнили, а напротив – сами постепенно превращаются в бюрократические структуры. Множество похожих оценок, свидетельствующих о фактически неоправданных надеждах, возложенных на институт саморегулирования, дал целый ряд выступающих. К сожалению, руководители некоторых Национальных объединений разного ранга, не проанализировали в своих выступлениях процессы именно становления саморегулирования, как инструмента развития гражданского общества, а чаще только парировали докладами о результатах работы в областях стандартизации и аттестации.
Те же сильные, по мнению НОСТРОЙ, стороны представители Объединения развили в докладах на круглом столе по теме: «Особенности и проблемы саморегулирования в строительстве». Несмотря на четко обозначенную формулировку темы встречи, особенности и проблемы саморегулирования, докладчики не освятили, акцентировав внимание публики на отчетных результатах НОСТРОЙ, к коим были отнесены общее количество разработанных стандартов, количество СРО, присоединившихся к ним и результаты работы по аттестации специалистов, особенно в центрах, работающих на коммерческой основе. Строго говоря, аттестация специалистов, как и повышение квалификации, существовали и до института саморегулирования и, поэтому, напрямую это не является достижением саморегулирования, при котором, по нашему мнению, эти процессы приобрели более уродливые и более организованные формы коммерциализации.
Приблизиться к заявляемой теме круглого стола и отойти от формата отчетного мероприятия удалось лишь в ходе прений, когда трибуна была предоставлена всем желающим. В их числе выступил Генеральный директор НП СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, который акцентировал внимание собравшихся на том, что в ходе Форума никто так и не обозначил цели создания и работы саморегулируемой организации. Дискуссия сегодняшнего дня все чаще ограничивает амплитуду действий саморегулируемых организаций стандартами по нормам Федерального закона о техническом регулировании.

Незаслуженно забытыми остаются такие основополагающие задачи СРО, как:
— Защита законных прав и интересов своих членов;
— Недопущение недобросовестной конкуренции;
— Ограничение допуска на рынок неквалифицированных и недобросовестных производителей товаров (работ и услуг);
— Удовлетворение потребностей потребителей в качественных товарах (работах и услугах);
— Постепенное и более широкое замещение функций государственных структур.
Не рассмотрены общегосударственные цели развития саморегулирования, как важнейшего инструмента построения гражданского общества в Российской Федерации, а построения саморегулируемых организаций, как столпов гражданского общества, на что указывает Президент России В.В. Путин. За пределами внимания докладчиков остался вопрос становления и развития саморегулируемых организаций, как одного из приоритетных направлений административной реформы, на что нацелены положения Указа Президента России от 23 июля 2003 года № 824 и последующие постановления и распоряжения Правительства РФ, принятые в развитие этого Указа.
Что касается реформирования административной системы, то не следует забывать, что передача СРО функций государства по выдаче допусков на выполнение работ и контроль членов СРО в части их соответствия, является только первым этапом, за которым, в случае, если саморегулирование в сфере строительства, оправдает возложенные государством надежды, должны следовать и другие функции.
Вместе с тем, не вызвало возражений собравшихся заявление Валерия Мозолевского о необходимости придания базового статуса закону № 315 о саморегулируемых организациях. Для этого закон нуждается в серьезной доработке в направлении объединения становления саморегулирования для всех сфер экономики.
Также докладчик отметил о необходимости строгого соблюдения положений 315-ФЗ, что значит – быть в первую очередь реальной саморегулируемой организацией, и только потом, доказав право называться СРО в истинном смысле, получить делегированные государством права. Именно такая последовательность предусмотрена законом о саморегулируемых организациях.
В своём выступлении Валерий Мозолевский заявил, что члены НП СРО «Сахалинстрой» выступают за реальное саморегулирование и за принятие максимально полного закона о системе саморегулируемых организаций или Федерального закона «О саморегулировании в Российской Федерации», который должен быть без исключений. Специальные законы в отдельных отраслях экономики должны только дополнять общий закон, а не изменять его. Однако на практике, как подчеркнул выступающий, пока все это чаще сводится к формализму и вывеска СРО является на сегодня ничем иным, как статусом, получить который при желании может любой, а при еще большем желании – в неограниченном количестве и в любой точке России. Реестры Национальных объединений с обязательным членством регулярно пополняются все новыми членами. В этом и заложена причина неэффективности всех новых рычагов НОСТРОЙ по воздействию на недобросовестных, по мнению Совета НОСТРОЙ, членов. Напомним, что пусть не единственным, но немаловажным критерием недобросовестности в глазах Национального объединения строителей является несвоевременная уплата членских взносов, что опять же не имеет прямого отношения к реальному саморегулированию. Именно поэтому, восторженные заявления о первой ликвидации СРО, с абсолютно номинальной деятельностью при невозможности в течение длительного времени найти ни генерального директора, ни членов Правления (и это при реальном Координаторе СРО Федерального Округа и при реальных вице-президентах НОСТРОЙ), нельзя серьёзно воспринимать как реальное начало борьбы за чистоту рядов.
Уличенным в недобросовестности коммерческим организаторам ликвидируемых СРО сейчас ничего не мешает организовать еще одну-две квази-саморегулируемых организаций и продолжить обогащение на продаже свидетельств о допусках на всей территории России от Калининграда до Анадыря. В этом бизнесе у них есть большой опыт, который, до настоящего времени, никем не преследуется, и не запрещается. При этом, непонимание того, что истоки коммерциализации необходимо искать в несовершенстве структуры построения саморегулирования в сферах с обязательным членством, препятствуют принятию действительно результативных мер для устранения этого дискредитирующего саморегулирование явления.
В свою очередь, мотивация на открытие новых СРО постоянно растет – квази-саморегулирование продолжает оставаться сверхприбыльным бизнесом, приносящим поистине баснословные средства. Валерий Мозолевский объяснил, что каждый новый член для квази-СРО – это источник постоянной пассивной прибыли, который ежемесячно на протяжении всего срока членства будет отчислять членские взносы, при этом не требуя никаких затрат – проверки, аттестация и повышение квалификации специалистов проводятся исключительно формально, и притом, в дальнейшем и за это члены им будут платить. Куда они денутся?
Кроме того, как заявил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский, существуют веские основания полагать, что у определенного количества СРО в сфере строительства компенсационный фонд существует только на бумаге. При этом, почему-то этот вопрос мало волнует проверяющих из существующих контролирующих органов, в том числе, и НОСТРОЙ.
Учитывая, что развитие саморегулирования в отраслях экономики является одним из пяти приоритетов развития административной реформы, что было закреплено в 2003 году Указом Президента, в развитие этого поручения необходима разработка перечня индикаторов результативности реализации планов административной реформы по всем пяти направлениям ее проведения.
Пока никакие индикаторы становления и развития саморегулируемых организаций, в том числе и в субъектах Федерации, не определены. Исполнение этих индикаторов, а не бодрые отчеты на отстраненные темы и не оптимистичные заявления о «состоявшемся саморегулировании» должно являться реальной и объективной оценкой нынешнего состояния саморегулирования в России, как реального элемента реформирования административной системы в России.
Валерий Мозолевский подчеркнул, что никто из выступающих не затронул вопрос о том, как саморегулирование в строительной сфере деятельности развивается в субъектах Российской Федерации. Важно отметить, что Постановления Правительства РФ, вышедшие в развитие Указа Президента, закрепили создание и состав Правительственной комиссии и рабочих групп по направлениям для проведения административной реформы и аналогичных комиссий во всех субъектах Федерации. В состав этих комиссий должны войти представители саморегулируемых организаций в областях экономики, однако, до сегодняшнего дня дирекции НП СРО «Сахалинстрой» неизвестно о подобных прецедентах в субъектах Федерации. Ровка, как и нет информации есть ли заключение или отзыв Правительственной Комиссии на все выпуски «Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» Министерства экономического развития РФ.
По нашему мнению, административная реформа проходит без участия СРО, а Концепция совершенствования механизмов саморегулирования – без содействия и участия со стороны Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Такие выводы можно было сделать по результатам круглого стола, непосредственно посвященного Концепции совершенствования саморегулирования. При представительном и высокопоставленном круге участников к работе на площадке V Форума саморегулируемых организаций, основной темой которого стало обсуждение Концепции Минэкономразвития, не был приглашен Председатель комиссии Правительства РФ по проведению административной реформы. Судя по списку рассылки для ознакомления и представления мнений по текущей редакции, Концепция не была направлена в Комиссию по проведению Административной реформы при Правительстве РФ, что говорит в лучшем случае о несогласованности действий, а в худшем – об игнорировании недооценки роли развития системы саморегулируемых организаций в проведении административной реформы.
Важной особенностью Форума стало то, что с высокой трибуны, практически ни разу не был произнесен термин «коммерциализация саморегулирования» или «коммерческие, офшорные саморегулируемые организации». Сложилось впечатление, что, возможно, самая острая проблема реального становления и развития саморегулирования с обязательным членством, в особенности – в строительстве, преднамеренно замалчивается. Ощущение только укрепилось после выступлений представителей Национальных объединений, которые по логике, должны быть самыми осведомленными в этом вопросе спикерами. К сожалению, причины и признаки коммерциализации саморегулирования и тотальная продажа свидетельств о допусках в строительной отрасли, хоть и была упомянута, но в выступлениях лидеров мнений так и осталась за скобками анализа.
До сих пор вызывает множество вопросов тот факт, на каких данных формировался документ в текущей редакции, если в нем практически полностью отсутствует анализ сегодняшнего фактически тотального распространения коммерциализации в областях саморегулирования с обязательным членством. Следствием стало то, что в Концепции отсутствуют предложения и результативные механизмы пресечения коммерциализации саморегулирования. С подачи Виктора Плескачевского перечень из 51-го признака коммерциализации саморегулируемых организаций, разработанный НП СРО «Сахалинстрой», предложен для создания базового перечня, в первую очередь, Советами Национальных объединений в строительной сфере деятельности и на крупных общественных площадках.
Перечень признаков коммерциализации был представлен НП СРО «Сахалинстрой» в составе аналитического материала «Анатомия системы саморегулирования», который в начале 2015 года был направлен в качестве практической оценки степени и причин коммерциализации саморегулирования в области строительства. На момент проведения V Всероссийского Форума саморегулируемых организаций значительная часть участников уже успела ознакомиться с документом и не выразили возражений по его составу.
Учитывая неугасающую актуальность поднимаемой проблемы, в НП СРО «Сахалинстрой» выражают надежду на то, что результаты Форума смогут побудить Совет НОСТРОЙ вернуться к рассмотрению предложений Валерия Мозолевского, представленные на заседания Экспертного Совета, прошедшего в середине декабря 2014 года в Государственной думе.

Пресс-центр НП СРО «Сахалинстрой»
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru